Рекомендуем

Реклама

Доставляем хорошие бытовки быстро - это наша работа!

вскрытие замков 7 903 799 48

• Приобретайте кресло руководителя усиленное из разным материалов – кожзам, ткань или кожа на сайте КМСнаб

склад в текстильщиках, аренда склада

Поиск по сайту



Счетчики





Программа курса "Методика преподавания литературы" в РГГУ
(4 курс, 1 семестр; преподаватель – В. И. Тюпа)

Содержание

    Аннотация.

    Тематический план лекционных занятий по курсу.

    Пояснительная записка.

    Содержание курса.

      Основы коммуникативной дидактики.

      Урок как коммуникативное событие.

      Понятие о литературном образовании и культура художественного восприятия .

      Искусство чтения как культура узнавания: литературное образование в младшем подростковом возрасте.

      Искусство чтения как культура остраннения: литературное образование в старшем подростковом возрасте.

      Искусство чтения как культура сотворчества: литературное образование в переходном возрасте.

      Искусство чтения как культура сопереживания: литературное образование в юношеском возрасте.

      Искусство чтения как культура интерпретации: литературное образование в выпускном классе средней школы.

    Дидактические основы курса.

    Литература.

    Методическое обеспечение системы внутрисеместрового контроля знаний студентов.

1. Аннотация

Курс посвящен не частным методическим проблемам устаревшей образовательной технологии “школьного литературоведения”, а принципиальным вопросам литературного образования на современных методических основаниях коммуникативной дидактики. Лектором излагается авторская инновационная система преподавания литературы, ориентированная на последовательное (поэтапное) формирование у учащихся развитой читательской культуры художественного восприятия. Освоение данного курса дает студентам основу для преподавательской работы в области литературного образования по экспериментальным и оригинальным авторским программам, одновременно дополняя профессиональную подготовку будущих филологов сведениями и проблематикой такой новой и перспективной области теории литературы, как историческая эстетика.

2. Тематический план лекционных занятий по курсу

Наименование темы Количество часов
Основы коммуникативной дидактики 2 часа
Урок как коммуникативное событие 2 часа
Понятие о литературном образовании и культура художественного восприятия 2 часа
Искусство чтения как культура узнавания: литературное образование в младшем подростковом возрасте 2 часа
Искусство чтения как культура остраннения: литературное образование в старшем подростковом возрасте 2 часа
Искусство чтения как культура сотворчества: литературное образование в переходном возрасте 2 часа
Искусство чтения как культура сопереживания: литературное образование в юношеском возрасте 2 часа
Искусство чтения как культура интерпретации: литературное образование в выпускном классе средней школы 2 часа
ВСЕГО: 16 часов

3. Пояснительная записка

Обучение студентов РГГУ устарелой методике преподавания литературы, сложившейся в советской школе, но до сих пор широко применяемой отечественными учителями-словесниками, было бы бессмысленной тратой учебного времени. Поэтому данный курс посвящен не частным методическим проблемам изжившей себя и дискредитированной образовательной технологии “школьного литературоведения”, а принципиальным вопросам литературного образования на современных методических основаниях коммуникативной дидактики. Лектором излагается авторская инновационная система преподавания литературы, ориентированная на последовательное (поэтапное) формирование у учащихся развитой читательской культуры. Курс предлагает технологию литературного образования, детально разработанную и опробованную лектором (в качестве руководителя и участника целого ряда дидактических экспериментов), обеспеченную пробными учебниками и принятую за последние 6-8 лет в целом ряде средних школ многих городов России (Новосибирск, Екатеринбург, Самара, Кемерово, Новокузнецк, Барнаул, Улан-Удэ, г.Жуковский Московской обл. и др.)

Целью литературного образования, с точки зрения развиваемой в курсе концепции, является формирование у школьников высокой эстетической культуры художественного восприятия. Воспитание читательской культуры — один из существеннейших моментов многостороннего целостного процесса становления духовно полноценной личности.

Методологическую основу курса составляют: а) наиболее прогрессивные на сегодняшний день принципы коммуникативной дидактики, опирающейся на философию “диалогизма” (Бахтин, Бубер, Розеншток-Хюсси и др.) и устремленной к преодолению исконной авторитарности отношений между учеником и учителем; б) идеи так называемого развивающего обучения, в частности, изыскания Л.С. Выготского о “культурном возрасте” подростка и юноши, как правило, не совпадающем с его паспортным, физическим и интеллектуальным “возрастами” (интерпретация Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской дидактических идей В.В. Давыдова применительно к литературе представляется малоубедительной); а также в) достижения современной исторической эстетики в области изучения парадигм художественности.

Для того, чтобы сформировать и развить у начинающего читателя подлинную культуру художественного восприятия, его необходимо провести последовательно через все парадигмы художественности в их стадиальной последовательности. Это предполагает однако не теоретическое изучение школьниками соответствующих творческих программ и реализующих их литературных направлений, но эстетическое освоение учащимися литературного творчества с практических позиций данной парадигмы художественности.

Курс вводит студентов в контекст современных дискуссий о смене образовательных моделей, обновлении образовательных технологий, о путях методического развития образовательных систем. Овладение инновационной коммуникативной методикой преподавания литературы призвано дать студентам основу для преподавательской работы в области литературного образования по экспериментальным или оригинальным авторским программам. Одновременно курс дает актуальные знания в области общей дидактики, а также по одному из разделов теории литературы (историческая эстетика), существенно дополняя интеллектуальный багаж студентов освоением исключительно важного для подготовки профессионального филолога круга проблем эстетической культуры художественного восприятия.

4. Содержание курса

4.1. Основы коммуникативной дидактики

Кризис образовательной системы и современные искания в области дидактики. Понятие о модусах сознания и дидактических модальностях. Коммуникативная дидактика как переход от авторитарной организации урока к авторской и соавторской (конвергентной). Старая и новая образовательные парадигмы. Приоритеты коммуникативной дидактики. Учитель как организатор предметно содержательного общения. Ученик как субъект, а не объект учебного процесса. Урок как контекст понимания. Стратегическая цель дидактического процесса.

4.2. Урок как коммуникативное событие

Ритуальность и событийность учебного процесса. Коммуникативное пространство урока. Коммуникативное время урока. Соотношение репродуктивности и креативности: инерция и поступок в учебном процессе. Коммуникативная модель урока. Риторическое поведение педагога и аудитории. Соотношение языка и внутренней речи в учебном процессе. Место реплики в коммуникативном процессе урока. Образ изучаемого предмета. Образ партнера по учебной коммуникации. Соотношение самоактуализации и самотрансценденции в коммуникативном событии урока. Научный язык предмета и культура предметного мышления. Диалог согласия как неавторитарный путь к истине.

4.3. Понятие о литературном образовании и культура художественного восприятия

Характеристика современной ситуации в области литературного образования, критический обзор существующих программ и инновационных тенденций. Соотношение левополушарной и правополушарной деятельности на уроке литературы. Понятие о “культурном возрасте” читателя. Стадиальность филогенетического и онтогенетического развития художественного сознания. Понятие о парадигмах художественности. Становление читательской культуры художественного восприятия как подлинная цель литературного образования.

4.4. Искусство чтения как культура узнавания: литературное образование в младшем подростковом возрасте

Общая характеристика “рефлективного традиционализма” (С.С.Аверинцев) как первоначальной парадигмы художественности и художественной культуры авторитарного сознания. Искусство как “деятельность по правилам”. Семиотическая природа искусства и ее дидактический потенциал. Художественное восприятие как узнавание. Психолого-педагогические особенности младшего подросткового возраста. Формирование жанрового мышления у читателя-подростка. “Мастерская стиха” как путь литературного образования в 5 классе. Овладение разнообразными формами стихосложения. Творческая имитация образцов поэтического письма как становление читательской культуры: цель, дидактические задачи, материал, последовательность этапов и методические возможности. “Мастерская прозы” как путь литературного образования в 6 классе. Овладение важнейшими жанровыми стратегиями, основами сюжетосложения и композиции литературных текстов. Творческая имитация образцов прозаического письма как становление читательской культуры: цель, дидактические задачи, материал, последовательность этапов и методические возможности.

4.5. Искусство чтения как культура остраннения: литературное образование в старшем подростковом возрасте

Эпоха сентиментализма как эпоха кризиса авторитарного художественного сознания. Искусство как “переживание переживания” (эмоциональная рефлексия). Эстетическая природа искусства и ее дидактический потенциал. Художественное восприятие как остраннение. Психолого-педагогические особенности старшего подросткового возраста. Соотношение части и целого как основная эстетическая проблема. Методические пути и средства углубления эмоциональной рефлексии как становления эстетического вкуса. Эстетические маргиналии в учебном процессе. Дидактический потенциал дневниковой формы высказывания.

4.6. Искусство чтения как культура сотворчества: литературное образование в переходном возрасте

Романтизм как художественная культура уединенного сознания. Открытие творческой природы искусства и ее дидактический потенциал. Психолого-педагогические особенности переходного возраста. Художественное восприятие как сотворчество. Цель, дидактические задачи, материал и методические возможности развития сотворчества на уроках литературы. Вербальные иллюстрации, стилизации и пародирование в учебном процессе. Место творческой биографии писателя в преподавании литературы. Читательский дневник и эссеистика в системе литературного образования.

4.7. Искусство чтения как культура сопереживания: литературное образование в юношеском возрасте

Классический реализм как художественная культура кризиса уединенного сознания. Познавательная природа искусства и ее дидактический потенциал. Психолого-педагогические особенности юношеского возраста. Художественное восприятие как откровение истины о личностном присутствии я-в-мире. Модусы художественности (героика, трагизм, комизм, сатира, идиллика, элегизм, драматизм, ирония) как способы художественного смыслопорождения. Цель, дидактические задачи, материал, последовательность этапов и методические возможности освоения различных модусов художественности на уроках литературы. Сценарные переработки литературных текстов в учебном процессе. Основы литературоведческого анализа текста и навыки рецензирования в системе литературного образования.

4.8. Искусство чтения как культура интерпретации: литературное образование в выпускном классе средней школы

Неклассическая художественность ХХ века и становление художественной культуры конвергентного сознания. Открытие коммуникативной природы искусства и дифференциация путей развития постсимволизма (авангард, соцреализм, неотрадиционализм). Дидактический потенциал искусства как духовного общения людей. Художественное восприятие как искусство интерпретации. Интерпретация как диалог согласия (конвергенция неслиянных и нераздельных сознаний — личностных позиций в бытии). Проведение урока как инсценировочной ролевой игры: цель, дидактические задачи, материал, методические возможности и рекомендации. Лекционно-семинарское завершение литературного образования. Место истории литературы, теории литературы и мировых литературных шедевров в программе средней школы.

5. Дидактические основы курса

Дидактическую основу курса составляют принципы той самой коммуникативной дидактики, которая является здесь предметом изучения (в аспекте литературного образования). Согласно этим принципам учебная коммуникация не сводится к средству передачи информации, но сама является существеннейшим звеном учебного процесса, ориентированного не на монологическую передачу знаний-умений-навыков, а на диалогическое вовлечение обучаемого в процесс понимания, на приобщение его к профессиональной культуре соответствующего предметного мышления. Диалогическая ситуация на лекциях создается как характером обращения к аудитории и проблемным изложением материала, так и систематическим обменом обязательными учебными (в письменном виде) и нерегламентированными (устными) вопросами и ответами между аудиторией и лектором.

Уникальная особенность курса состоит в том, что учебный процесс в области методики преподавания можно организовать, в частности, и как рефлексию по поводу эффективности образовательной стратегии, реализуемой лектором, а также по поводу эффективности собственного участия студента в данном учебном процессе. В сферу этой рефлексии можно и нужно вовлечь прошлый учебный (в особенности школьный) опыт студенческой аудитории. Реализация возможностей такого рода также входит в круг решаемых лектором дидактических задач.

Конечная дидактическая цель курса — открытие перед студентами возможности нетривиального, творческого подхода к образовательному процессу, базирующегося на фундаментальной теоретической и исторической подготовке в области специальных знаний.

6. Литература


    Басовская Е. Н. Личность — общество — мироздание в русской словесности. М., 1994.


    Кан-Калик В. А., Хазан В.И. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в школе. М., 1988.


    Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. М., 1994.


    Носкова В. Б. Бахтинские тропинки к школе // Дискурс, № 3/4. Ноывосибирск, 1997.


    Стрельцова Л. Е., Тамарченко Н.Д. Новый взгляд на цели и задачи литературного образования // Искусство и образование, № 1. М., 1994.


    Тюпа В. И. Модусы сознания и школа коммуникативной дидактики // Дискурс, № 1. Новосибирск, 1996.


    Тюпа В. И. Инновационный стандарт литературного образования // Дискурс, № 2. Новосибирск, 1996.


    Тюпа В.И. Пусть будет “весело стихи свои вести” // Там же.


    Тюпа В. И., Троицкий Ю.Л. Школа коммуникативной дидактики и гражданское общество // Дискурс, № 3/4. Новосибирск, 1997.


    Чернец Л. В. и др. Русская литература в вопросах и ответах. М.,1998.

7. Методическое обеспечение системы внутрисеместрового контроля знаний студентов. Формы контроля

Контроль присутствия студентов на лекциях и уровня усвоения лекционного содержания осуществляется посредством сбора и анализа сформулированных ими проблемных вопросов (в письменном виде). В начале лекции ставится задание: письменно сформулировать не менее одного содержательного вопроса проблемно-эвристического или полемического характера по поводу освещенного в лекции материала, поставленных научных проблем, изложенных концепций. Необходимость выполнить задание такого рода ставит студента в ситуацию внутреннего диалога с преподавателем, концентрирует внимание на содержательных моментах лекции и активизирует процесс усвоения.

Уместность поставленных вопросов, научная корректность их формулировок, глубина проникновения в проблемное поле дисциплины дают достаточные основания для суждений о степени овладения содержанием лекционного курса и успешности продвижения студента к намеченному результату. В то же время эти вопросы являются для преподавателя ориентирами в корректировке последующего изложения, в поиске более эффективных путей преподавания, а ответы на них (в начале очередной лекции) своевременно ликвидируют пробелы в студенческом восприятии и понимании данной учебной дисциплины, повышая эффективность всего учебного процесса.

Внелекционная самостоятельная учебная работа фиксируется в написании контрольных проектов, где студент выявляет дидактический потенциал избранного самостоятельно (по согласованию с преподавателем) литературного произведения и проектирует возможную преподавательскую работу с этим произведением в средней школе. В реферате на основе достаточно квалифицированного анализа текста должны быть выявлены и проективно развернуты методические возможности эффективного использования данного текста на различных ступенях литературного образования в соответствии с дидактическими задачам развития культуры художественного восприятия учащихся на той или иной стадии этого процесса; должна быть убедительно обоснована целесообразность обращения к избранному произведению в том или ином возрасте (предполагаемом классе). Написание и последующая защита контрольного проекта являются первыми шагами к успешному прохождению педагогической практики, в ходе которой данный проект планируется осуществить.

Дополнительная форма контроля — индивидуальные собеседования консультативного характера, проводимые по инициативе студента, испытывающего затруднения в усвоении курса, или преподавателя, не вполне удовлетворенного участием студента в учебном процессе. Материал для индивидуальной консультативной работы накапливается характером и содержанием сформулированных студентом в ходе лекций проблемных вопросов.