Реклама

Формованные

Поиск по сайту



Счетчики





Тюпа В. И. Инновационный стандарт литературного образования

Общая характеристика

В настоящее время в области литературного образования имеют место две альтернативные дидактические стратегии, которые не могут быть охвачены единым государственным стандартом.

Сложившаяся в 30-е годы и до недавнего времени сохранявшая свою монополию стратегия литературного образования состоит в имитации на уроке литературы процессов научного познания: урок предполагает изучение (школьниками) уже изученного (литературоведами) и превращается в урок литературоведения - деятельности логической, репродуктивно-познавательной, а не эстетической, креативно-рецептивной. С позиции данной образовательной парадигмы учитель к началу урока уже владеет готовой и неоспоримой (в рамках осуществляемой учебной программы) истиной в полном ее объеме. Его дидактическая задача мыслится как наиболее эффективное донесение этой истины до учащихся. В ходе решения такой задачи возможно смелое экспериментирование широким спектром методических приемов и средств, привлечение нетривиального учебно-научного материала, однако доминирующим типом деятельности на уроке остается логически репродуктивный, чуждый самому учебному предмету - литературе как роду эстетического творчества. Отсюда стратегический парадокс всей канонизировавшейся в советское время системы литературного образования: чем успешнее решена учителем его дидактическая задача, тем ниже потребность учащихся в непосредственном восприятии "изученного" текста, в повторном к нему обращении.

Стратегия литературного образования, ориентированная на "основы научных знаний", зародилась в исторической ситуации тоталитарного общества, решавшего задачу тотальной ликвидации безграмотности (в широком, общекультурном смысле слова). Эта задача давно решена, а эстетическая специфика литературы как учебного предмета настоятельно требует иной образовательной стратегии. Складывающаяся в последние годы парадигма преподавательской деятельности на уроке литературы ориентирована на формирование индивидуальной культуры художественного восприятия как один из ключевых компонентов становления разносторонне развитой личности, полноценного члена демократического общества.

Формирование культуры художественного восприятия в качестве стратегической цели литературного образования отводит учителю роль не столько "специалиста" в области литературоведения, сколько "лидера" читательской аудитории. Последнее отнюдь не сводится к совместному "медленному" (комментированному) чтению. Это один из возможных, но малоэффективный путь преподавания: вместо активизации саморазвития эстетического субъекта (учащегося) в коммуникативном событии встречи с эстетическим объектом (произведением) школьнику предлагается эстетически репродуктивная позиция внутреннего подражания квалифицированному читателю (учителю). На таком уроке почти все сводится к личному обаянию преподавателя, не подлежащему стандартизации. Изъян преподавания такого рода не в его дестандартизированности, а в том, что яркость чужого прочтения, как правило, лишена действенности и глубины откровения, добытого собственным душевным трудом ученика.

Дидактическая задача "стратегии откровения" (в противоположность "стратегии изучения") состоит в организации урока как эстетического коммуникативного события встречи - в точке художественной целостности текста - множества неслиянных (уникальных), но и нераздельных (солидарных) прочтений. Это путь реализации индивидуальных возможностей со-творческого со-переживания читательской аудитории как ансамбля индивидуальностей. Доминирующий тип деятельности (взаимодеятельности) при этом не квазинаучный, а квазихудожественный; эпицентр дидактического интереса на таком уроке - не та или иная истина о тексте, но сам текст как "совокупность факторов художественного впечатления" (М.М. Бахтин). Данная образовательная стратегия предполагает, с одной стороны, актуализацию для читателя возможно большего числа "факторов художественного впечатления" в тексте (без навязывания учителем своего знания об этих факторах), а с другой - интенсификацию процессов эстетической само-актуализации читателя (наращивание богатства оттенков, содержательной глубины и продуктивности впечатления) - без навязывания учителем своего собственного художественного опыта.

Становление индивидуальной культуры художественного восприятия - процесс стадиально закономерный, воспроизводящий историческую последовательность смены основных парадигм художественности. Так, стадия "сентиментального" восприятия художественных текстов неизбежно предваряется стадией "классицистического" читательского опыта и, в свою очередь, предшествует "романтическому" чтению, и т.д. Образовательная стратегия литературоведческого "изучения" произведений этот процесс индивидуального эстетического роста читателей не контролирует и нередко оставляет выпускника школы эстетически инфантильным, не достигшим - в художественном отношении - "культурного возраста" (Л.С. Выготский), соответствующего его возрасту интеллектуальному и биологическому. Между тем, исторический процесс стадиального развития художественной культуры человечества дает наиболее естественный и неоспоримый стандарт содержания литературного образования в школе. Речь идет не о последовательности "начитывания" классицистических, романтических, реалистических и т. п. текстов; структуру базового содержания данной учебной дисциплины образует стадиальная последовательность освоения, преодоления и аккумулирования читательских установок, которые могут быть реализованы на текстах различной художественной природы.

В качестве учебного материала рекомендуется обращаться прежде всего к общеизвестному корпусу классических текстов русской литературы. Однако стандарт литературного образования, ориентированного на эстетическую специфику своего предмета - искусства слова, - предполагает не канонический список текстов, обязательных для наукоподобного ознакомления с ними, а набор интеллектуальных действий аналитического и творческого характера, которые учащийся способен осуществить на материале впервые предложенного ему, ранее неизвестного текста.

Базовое содержание

Базовым содержанием преподавания литературы как дисциплины эстетического цикла является не перечень авторов и текстов, а природа креативно-рецептивной художественной деятельности. Это содержание должно быть усвоено не в научно-теоретической форме, а в форме духовно-практических навыков эстетически "квалифи-цированного" чтения. Учитель литературы обязан не сообщать о вычитанном из текстов (им самим или другими), а научить читать, научить адекватному восприятию художественных произведений как специфических форм национальной и общечеловеческой духовной культуры.

Культурное развитие (индивидуальное и общественно-историческое) есть кумулятивный процесс накопления достигнутого на разных стадиях этого процесса. Становление художественной культуры европейского типа насчитывает к ХХ веку пять важнейших, базовых, принципиально неустранимых стадий.

1. Искусство слова является семиотической деятельностью, что проявляется прежде всего в конвенциональности литературного творчества, реализующего целый ряд условностей жанрового характера. Всякое произведение искусства - это высказывание на языке той или иной жанровой традиции.

Данная сторона специфики искусства была осмыслена носителями художественной культуры "рефлективного традиционализма" (С.С. Аверинцев), или, иначе, классицистами, видевшими в писательстве особого рода "ремесленную" деятельность "по правилам". Порождение произведения искусства мыслилось как изготовление текста, которому может быть обучен всякий человек. Критерий мастерства в оценке искусства, читательская установка на отношение к художественному тексту как к изделию Мастера, продукту мастерства (или свидетельству отсутствия такового) составляет классицистический компонент виртуальной (предельно возможной) культуры художественного восприятия.

2. Искусство слова является эстетической деятельностью "оцельняющего и завершающего" (Бахтин) сопереживания, сострадания, сорадования, что проявляется в специфической индивидуальной целостности художественных произведений, неподотчетной жанровым "правилам", но оцениваемой с позиций вкуса. Художественное произведение есть умозрительный цельный мир, "гетерокосмос" (А. Баумгартен), мысленно созерцаемый в качестве эстетического объекта, запечатленного в знаковом материале текста, но далеко не сводимого к тексту.

Данная сторона специфики литературы была осмыслена сентиментализмом в ходе своего рода "эстетической революции" европейского художественного сознания второй половины ХVIII века. Эмоционально напряженное сопереживание, граничащее с "наивно-реалистическим" созерцанием, и критерий вкуса составляют сентименталистский (посттрадициональный, предромантический) компонент культуры художественного восприятия.

3. Искусство слова является творческой (образотворческой) деятельностью условного (воображаемого) миропорождения (Лермонтов: "В уме своем я создал мир иной И образов иных существованье"). Образотворчество писателя является актом самовыражения его личности, вследствие чего особо ценится гениальность (оригинальность в ее кантовском понимании) уникального творения даже в случае нарушения им жанровых "правил" или норм вкуса.

Творческая специфика искусства обрела свое полное и принципиальное осмысление только в эпоху романтизма, ознаменовавшуюся открытием художественного закона оригинальности (невоспроизводимости творческого акта) и, как следствие, осознанием неотождествимости рецептивных образов читательского сознания с креативной образностью сознания авторского (Тют-чев: "Другому как понять тебя?"). Сотворческое овладение авторским текстом как материалом читательской самоактуализации (Цветаева: "Мой Пушкин") и критерий оригинальности составляют романтический компонент культуры художественного восприятия.

4. Искусство слова является познавательной деятельностью особого рода. Специфический предмет художественного познания - генерализованная индивидуальность, обобщенное "я-в-мире" (место и роль внутренней личности во внешнем жизнеукладе и миропорядке). Специфический способ художественного познания - не преодоление субъективных "кажимостей" (научное познание, дающее воспроизводимый результат), но их достоверное углубление и прояснение до степени уникального откровения той или иной эстетической концепции личности (героической, трагической, идиллической и т.п.), приобретающей характер не объективной, а межличностной, интерсубъективной истины ("правды").

Познавательная природа искусства легла в основание классического реализма ХIХ века. Отношение к художественному тексту как к "учеб-нику жизни" (Чернышевский), заключающему в себе типизацию (концептуализацию) частных фактов действительности и соотносимому с критерием достоверности, составляет реалистический компонент культуры художественного восприятия.

5. Искусство слова является коммуникативной деятельностью особого рода. Произведение искусства созидается автором не только и не столько в тексте (классицизм) или в авторском сознании (сентиментализм, романтизм, реализм), сколько в сознании адресата: упорядоченности авторского текста упорядочивают рецептивное читательское время, трансформируют (расширяют и одновременно ограничивают) читательский кругозор. Читатель оказывается эстетическим субъектом "причастной вненаходимости" (Бах-тин), ответственным и решающим (завершающим) звеном произведения искусства как смыслообразующего коммуникативного события.

Понимание искусства как особой формы духовного общения впервые было развито Л. Толстым ("Что такое искусство?"), а впоследствии легло в основание неклассических парадигм художественности ХХ века (символизм, авангард, соцреализм, неотрадиционализм). Оно выдвинуло критерий адресованности, обеспечивающей предпосылки "диалога согласия" (Бахтин). Подлинная культура художественного восприятия предстала в ХХ веке культурой интерпретации, не позволяющей себе ни читательского произвола по отношению к авторскому тексту, ни утраты смыслообразующей самостоятельности своего "восполняющего" (Бахтин) восприятия.

Стандартные требования и критерии оценки

Первая ступень (5-6 кл.)

Стадия формирования культуры семиотической актуализации текста предполагает воспитание у читателя жанровости литературного мышления. Ключевой компонент художественного восприятия на данной стадии - его жанровая установка: ожидание от воспринимаемого текста осуществления (или нарушения) в нем некоторых норм его художественной организации.

Стандарт первой ступени:

жанровая идентификация (распознавание) школьником ранее неизвестных ему текстов; выявление в незнакомом тексте моментов его художественной организации: строфики, стихотворного размера, сюжета как системы эпизодов, композиции как системы внутритекстовых дискурсов (раз-новидностей повествования, медитации, диалога); умение имитировать художественные тексты стихотворной и прозаической организации.

Стандартный объем начитанности школьника определяется не количеством страниц или текстов, а многообразием уверенно опознаваемых им жанров и жанровых форм (элегический дистих, бейт, терцет, хокку, катрен, рубаи, октава, сонет, эпиграмма, мадригал, гимн, инвектива, элегия, басня, ода, идиллия, баллада, афоризм, легенда, притча, анекдот, сага, аполог, новелла, эпопея, мениппея, роман, трагедия, комедия, драма и т.п.).

Уровни усвоения базового содержания:

нулевой - неспособность учащегося опознать предложенные образцы строфических форм и выявить их ритмическую схему, неразличение учащимся в тексте эпизодов сюжета и фрагментов композиции, неспособность учащегося опознать и правильно определить жанр предложенных тестов;

минимальный - правильная идентификация предложенных жанров и жанровых форм по аналогии, умение выявить в предложенном тексте цепь эпизодов сюжета и цепь композиционных единств в качестве параллельных рядов его художественной организации;

основной - способность учащегося дать самостоятельную экспертную оценку строфической, ритмической, сюжетной и композиционной организации предложенных тестов с точки зрения полноты осуществления в них соответствующих жанровых норм;

высший - умение учащегося самостоятельно порождать тексты заданных строфических форм или жанров.

Вторая ступень (7-8 кл.)

Стадия формирования культуры эстетической актуализации текста предполагает становление у читателя эстетического вкуса в области литературы. Ключевой компонент художественного восприятия на данной стадии - эстетическая установка на обнаружение художественной целостности текста: распознавание его "красоты" как предельной смыслосообразной упорядоченности целого, глубокой эмоциональной и конструктивной целесообразности каждой его частности.

Стандарт второй ступени:

в предложенном фрагменте знакомого текста учащийся должен обнаружить художественную целесообразность, внутреннюю необходимость - с точки зрения организации и эмоционально-смысловой действенности эстетического целого - отдельных слов, фраз, деталей, сцен и иных частностей как "факторов художественного впечатления".

Уровни усвоения базового содержания:

нулевой - неспособность учащегося мотивировать художественную целесообразность частностей в предложенном тексте;

минимальный - способность мотивировать художественную целесообразность некоторых частностей литературного текста;

основной - способность мотивировать художественную целесообразность большинства частностей литературного текста;

высший - способность увидеть и показать (в форме микросочинений - "эстетических маргиналий") "чудо" художественной целостности: органичность поэтической строки, отдельного слова, фразы, сцены, художественного ритма, времени, пространства, заглавия, финала и т.д. - эстетическому целому.

Третья ступень (9 кл.)

Стадия формирования культуры самоактуализации эстетического субъекта предполагает углубление читательского сотворчества до степени реализации духовных потенций личности в самом процессе чтения.

Стандарт третьей ступени:

умение создать словесное описание воображаемой иллюстрации к прочитанному тексту, передающей наиболее сильное и глубокое впечатление от прочитанного; умение вести читательский дневник и способность написать на его основе сочинение-эссе в жанре субъективного "литературного портрета" (по аналогии с очерком М. Цветаевой "Мой Пушкин").

Уровни усвоения базового содержания:

нулевой - неспособность учащегося самостоятельно выбрать ключевую сцену, картину, портрет персонажа для вербальной "иллюстрации", неумение дать ее эмоционально определенное словесное описание;

минимальный - самостоятельно выбрав одну из ключевых ситуаций литературного произведения, учащийся описывает ее близко к тексту; читательский дневник содержит лапидарные, маловыразительные записи;

основной - воображаемые иллюстрации концентрируют внимание на ключевых в эмоционально-смысловом отношении картинах, демонстрируют значительный отход "иллюстратора" от текста при сохранении верности эмоциональной атмосфере художественного целого; читательский дневник носит творческий характер; учащийся способен выражать свои читательские реакции в свободной форме оригинальных по содержанию "фрагментов";

высший - умение учащегося написать эссе в жанре "литературного портрета", стилизовать и пародировать творческую манеру писателя.

Четвертая ступень (10 кл.)

Стадия формирования культуры художественного обобщения предполагает углубление читательского восприятия до постижения смысла художественного целого как концепции личности, практически осуществленной в тексте и распространяющейся не только на героев произведения, но и на его автора, и на адресата (читателя как эстетического субъекта сотворческого сопереживания).

Стандарт четвертой ступени:

учащийся должен уметь выявлять художественную концепцию личности как содержательную основу эстетической целостности литературного произведения (в том числе ранее неизвестного или не обсуждавшегося на уроках).

Уровни усвоения базового содержания:

нулевой - неспособность учащегося увидеть в поступках и переживаниях героев, в событиях, ситуациях, обстоятельствах их жизни, в поэтике текста авторскую концепцию личности;

минимальный - идентификация художественной концепции личности данного произведения с одной из эстетических категорий (героический, трагический, сатирический, юмористический, идиллический, элегический, драматический, иронический модусы художественности);

основной - способность учащегося написать творческую работу в жанре критической статьи, обсуждающей авторскую концепцию личности в данном тексте;

высший - способность учащегося разработать сценарный план фильма или спектакля по мотивам предложенного текста, сохраняющий верность художественной концепции личности как его содержательной основе.

Пятая ступень (11 кл.)

Завершающая стадия литературного образования предполагает формирование культуры интерпретации художественного произведения как коммуникативного события, ответственными участниками которого являются в равной степени автор и читатель литературного текста.

Стандарт пятой ступени:

систематизированность накопленного за годы обучения читательского опыта, предполагающая лаконичные, но четкие представления о месте в мировом историко-литературном процессе важнейших памятников древнерусской книжности, русского классицизма, сентиментализма, романтизма, классического русского реализма, символизма, акмеизма, футуризма, соцреализма; о литературной деятельности Ломоносова, Державина, Фонвизина, Карамзина, Радищева, Крылова, Жуковского, Батюшкова, Грибоедова; о творчестве Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Гоголя, Тургенева, Гончарова, Некрасова, Фета, Островского, Толстого, Достоевского, Чехова, Блока, Бунина, Горького, Маяковского, Шолохова, Булгакова, Мандельштама, Ахматовой, Цветаевой, Пастернака, Набокова, Бродского; о значимости для русской литературы новейшего времени произведений Белого, Гумилёва, Хлебникова, обэриутов, Бабеля, Платонова, Пришвина, Твардовского, Гроссмана, Вампилова, Высоцкого, Окуджавы и др.;

умение интерпретировать художественный текст, в частности, в форме творческой диалоговой игры, имитирующей "застольный" период инсценировки литературного произведения в театре (что позволяет соотнести разнонаправленные аспекты эстетического коммуникативного события: верность авторской творческой манере и концепции личности, творческую волю постановщика и исполнителей, идейно-эстетическую адресованность определенным категориям современного зрителя).

Уровни усвоения базового содержания:

нулевой - неспособность учащегося занять ту или иную ролевую позицию по отношению к "инсценируемому" тексту;

минимальный - учащийся способен взять на себя одну из ролей диалоговой игры в "театр": режиссер, помощник режиссера (сценарист), художник спектакля, композитор спектакля, актер-исполнитель определенной роли, директор театра (точка зрения массового зрителя), театральный критик (точка зрения элитарного зрителя), завлит (отстаивающий верность инсценируемому тексту), - однако его ролевые высказывания носят иллюстративный характер и недостаточно соотнесены с репликами других участников игры (монологичны);

основной - свободно владеющий текстом и ориентирующийся в его контекстах участник диалоговой игры способен учитывать чужую точку зрения, не отказываясь от своей, умеет совместно искать и находить точки диалогического схождения разноречивых мнений;

высший - учащийся совмещает культуру художественной интерпретации с основательными литературоведческими познаниями, способен подвести итоги диалоговой игры, сделать доклад, написать реферат, сочинение исследовательского характера.