Поиск по сайту
Счетчики
Программа по литературе под ред. В. Г. МАРАНЦМАНА
для средней общеобразовательной школы
Авторы этой программы видят цель школьного образования в том, что школа, как социальный институт призвана помочь преодолеть расстояние между биологическим возрастом ребенка и историческим опытом человечества. Школа должна позволить человеку "догнать" человечество. Если попытаться буквально построить курсы гуманитарных предметов на прямом повторении исторического развития и пути научного знания, осуществить эту задачу невозможно, потому что периоды развития ребенка прямо не повторяют эпохи развития человечества.
Школа должна воспитать творца, а не специалиста в какой-то узкой области не обладающего достаточными сведениями о мире.
Объединяющим началом уроков гуманитарного цикла становится творчество. Литературное творчество учеников обостряет их интерес к работе писателя и позволяет реализовать добытые аналитическим путем представления о стилях и жанрах словесного искусства. Общая цель предметов гуманитарного цикла - развить в ученике способность отличать подлинное от мнимого в искусстве, жизни, науке, сформировать критерии высокого и низкого в сознании и поведении человека, его ценностные ориентации.
В этой программе выделяются четыре стадии отношения к искусству школьника (учету возрастных и психологических особенностей здесь уделяется повышенное внимание):
Для начальной школы характерно отношение к искусству как к волшебной игре, которая в привычном позволяет увидеть незнакомое. Искусство - способ свободного, ассоциативного открытия мира.
Наивный реализм (5 - 6 кл.). Ученики в этом возрасте довольно объективны по отношению к смыслу событий, идее художественного произведения, но у них отсутствует внимание к форме, интерес к авторской точке зрения на изображаемое, и это затрудняет логическую аргументацию впечатлений.
Пора нравственного самоуглубления (7 - 9 кл). Отношение к художественному произведению становится личностным и субъективным. Сосредоточенность подростка на себе часто мешает ему видеть объективный смысл произведения. Авторская идея заслоняется его собственным личностным проблемами, где на первом плане оказываются нравственные категории. Стремительный рост творческого воображения в этом возрасте ведет к "отлету" от текста, произвольному его истолкованию.
Эпоха познания связей, осознания причин и следствий. В этом возрасте заметен сдвиг интересов школьника в мир общий. Я и МИР - центральная проблема. У школьников расширяется горизонт видения жизни: не только нравственные, но и социальные, эстетические проблемы занимают теперь их, возникает потребность понять целостную картину мира, его исторического развитие, за фактом видеть закон.
Целью литературного образования авторы программы считают не только интеллектуальное освоение, но и эмоциональное присвоение гуманистического потенциала искусства и науки, обработка эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, наукой, людьми.
Чтобы осуществить задачи гуманитарного цикла, обучение должно не только опираться на свойственное возрасту отношение к искусству, языку, истории, что в значительной степени определяет состав программы, но и противостоять ограничительным возрастным особенностям ученика.
Необходимость создания новой программы по литературе авторы объясняют современными задачами образования, связанными с социальным развитием общества. В основе этой программы лежат следующие принципы:
Соответствие литературного материала возрастным интересам ученика, проблематике возраста, что определяет отношение к предмету.
Ориентация содержания программы и характера работы по литературе на развитие ученика с опорой на ведущий тип деятельности на каждом этапе.
Выделение в программе основных эпох исторического развития искусства, что способствует формированию целостного мировоззрения, системного взгляда на мир.
Ориентация программы на социальные потребности времени, общественную психологию поколения.
Вот какие задачи преподавания литературы в каждом классе выделяются в программе:
|
В программе выделен особый раздел - "Литературное творчество", который предлагает осваивать в эстетическом действии опыт знакомства учеников с классическим текстами и, овладевая разными стилями, пластически передавать собственные впечатления от жизни и искусства. Например, при изучении темы "М. Ю. Лермонтов. "Бородино", "Два великана"" ученикам предлагается поупражняться в звукописи: "Шум дождя", "Скрип снега" и т. п. Литературное творчество может включать в себя элементы художественной деятельности, связанной другими видами искусства.
Важнейшие критерии литературного развития, определяющие задачи школьного курса литературы:
Начитанность учащегося, направленность читательских интересов.
Любовь к чтению, постоянство потребности в книге. Актуальная для школьника социально-нравственная проблематика произведений искусства, умение выделить в тексте нравственно-идеологические проблемы.
Объем историко-литературных знаний и способность применять их в анализе художественного текста, определять его ценность в общем потоке литературы.
Уровни развития разных сторон читательского восприятия: эмоциональная отзывчивость, активность и объективность читательского воображения, постижение содержания произведения на разных уровнях, осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.
Связанные с анализом художественного произведения умения (находить эмоциональный лейтмотив; проследить развитие сюжета, конфликта, смену чувств в разных родах литературы; оправдать слово-образ и определить стилистическую окрашенность повествования и т. д.).
Способности и умения, связанные с литературно-творческой деятельностью учащихся:
Умение оправдать чувства, возникшие при чтении, и найти в собственном жизненном опыте аналог ситуации произведения;
Умение видеть обстановку действия и мысленно рисовать портрет персонажа;
Умение передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении;
Умение оценить игру актеров в отдельной сцене, сравнить эпизод эпического произведения с его экранизацией или иллюстрацией;
Умение составить киносценарий и подготовить инсценировку по фрагменту литературного текста. И т. д.
Круг чтения учащихся выявляется путем проведения викторин, читательских конференций, изучения читательских дневников.
Внеклассное чтение создает необходимые предпосылки для изучения литературы на уроках. Это, по мнению авторов программы, не фон, а основа литературного развития. Заинтересованность в изучении литературы не может возникнуть вне широкого читательского опыта, поэтому часто уроки внеклассного чтения в программе опережают уроки литературы.
Теория литературы сопряжена в программе с конкретным изучением художественных явлений. От микроэлементов текста (тропы) к освоению структуры художественного произведения (5-6 кл.) - роды и жанры, наблюдения над микро- и макроструктурой художественного произведения (7-8 кл.) - связь литературы и других видов искусства (9 кл.) - проблема жанра и художественной индивидуальности (10 кл.) - доступная историческая поэтика (11 кл.).
Принципы расположения литературного материала разные: жанрово-тематический (5, 7, 8, 9 кл.), хронологический (6, 10-11 кл.).
Программа обеспечена учебниками. В средних классах это учебники-хрестоматии. Разделы, посвященные творчеству писателей, включают в себя следующее:
Сведения о жизни и творчестве писателя.
Одно или несколько наиболее важных произведений (или отрывки из них).
Вопросы и задания (в том числе и творческие) по тексту, помещенному в хрестоматию или по рекомендованному для самостоятельного чтения.
"Теория литературы". Теория, каким-то образом связанная с изучающимся с текстом. Например, в тему "А. П. Чехов" в 6 классе в этот раздел входит статья "Авторское отношение к героям в эпических и драматических произведениях", где на примере пьесы "Свадьба" и рассказе "Свадьба с генералом" выявляются различия в способах выражения авторской позиции в разных родах литературы.
Начиная с 9 класса тексты произведений не включаются в учебник.
Каждый учебник открывается статьей, одноименной проблеме, которая является общей для того или иного класса. Например, в 6 кл. это "Человек и его поступок", в 7 кл. - "В поисках смысла жизни". Вступительные статьи позволяют направить восприятие школьниками литературы (и как предмета, и как текстов) в нужное русло.
В учебниках для старших классов добавлен раздел "Как писать сочинение?", с его помощью осуществляется подготовка к экзамену по литературе. Эти разделы включают образцы разных типов анализов, с элементами обучающего анализа.