Рекомендуем

Реклама

независимая оценка мытищи

• Циркуляционный фланец.

Современные курсы английского челябинск

• Есть десерты, которые нужно готовить только по оригинальному рецепту. К таким сладостям относится торт Москва. В кондитерской ТортЛаника.Ру его пекут по аутентичной рецептуре 1960 года.

Поиск по сайту



Счетчики





Задания к лабораторным занятиям

| 1 | 2 | 3 | 4 |

Лабораторное занятие № 1.
Анализ школьных программ по литературе.

Вопрос для обсуждения:

Закономерности смены школьных программ по литературе.

Литература:


    Галахов А.Д. О программах преподавания русского языка с церковнославянским и словесности в гимназиях (1865) // История литературного образования в российской школе. Хрестоматия. М., 1999. С. 80 - 87.
    Учебные планы предметов, преподаваемых в мужских гимназиях Министерства народного просвещения (1872) // Там же. С. 136 - 150.
    Учебные планы и примерные программы предметов, преподаваемых в мужских гимназиях и прогимназиях (1890) // Там же. С. 215 - 225.
    Материалы по реформе средней школы (1915) // Там же. С. 251 - 271.
    Роткович Я.А. История преподавания литературы в советской школе. М., 1976. С. 17 - 66, 94 - 97.
Вопросы для анализа программы:

    Каковы цель, задачи, концепция программы?
    Каковы принципы структурирования программы (хронологический, историко-литературный, линейный, концентрический, тематический, жанровый, линейно-ступенчатый)?
    Каковы принципы отбора литературных произведений (изучение образцовых авторов, включение литературы второго и третьего рядов, художественные показатели и др.), теоретического и критического материала?
    Каковы принципы изучения литературных произведений?
    Монографические и обзорные темы в программе.
    Каковы функции разделов программы (теория литературы, внеклассное чтение и др.)?
    Насколько программа способствует формированию знаний, умений, навыков учащихся, читательских и литературно-творческих способностей, осуществлению внутрипредметных и межпредметных связей, выбору способов освоения текста, изучению вопросов теории литературы, развитию речи и т.д.
    Аппарат программы: пояснительная записка к программе, пояснительные записки к каждому классу, аннотации к темам, списки для внеклассного чтения, тематическое планирование, анкеты для педагогического диагностирования, контрольные работы, списки для заучивания наизусть, списки учебников и пособий, перечень основных видов устных и письменных работ, перечень общих требований к учащихся того или иного возраста и др.).
    Системность программы.
    Соответствие программы требованиям стандарта.
Практическое задание:

Познакомиться со школьными программами по литературе; выполнить анализ одной из программ; сопоставить программы по третьему вопросу; сравнить современные программы с гимназическими программами, советскими программами; сравнить программы 70 - 80-х годов с программой 1991 года (Литература: Беленький Г.И., Архангельская Н.Л. ХХУ1 съезд КПСС и вопросы преподавания литературы // Литература в школе. 1981, № 4; О совершенствовании преподавания литературы в общеобразовательных школах РСФСР: Методическое письмо //Литература в школе. 1984, № 4; Беленький Г.И. Реформа школы и задачи преподавания литературы // Совершенствование преподавания литературы в школе. М., 1986; Троицкий В.Ю. О гуманитарной концепции общего среднего образования // Литература в школе. 1991, № 3; Аркин И. Что впереди. Заметки на полях новых программ // Литература в школе. 1992, № 3 - 4).

Литература:


    Школьные программы по литературе.
    Общеобразовательный стандарт основного и полного общего образования по литературе (Литература (Приложение к газете "1 сентября", № 7/ 2004) (сравнить с предшествующими стандартами).
Лабораторное занятие № 2.
Учебники по литературе.

Вопросы для анализа учебника:


    Кто авторы учебника?
    В какой мере учебник реализует концепцию программы?
    Каковы принципы построения и структура учебника? Аппарат учебника.
    Разделы учебника. Содержание разделов.
    Каков характер вопросов и заданий к текстам? Какие способы освоения текста рекомендует учебник?
    Каковы принципы введения сведений по теории литературы?
    Насколько учебник способствует формированию знаний, умений, навыков, аналитических, читательских и литературно-творческих способностей, развитию речи учащихся, осуществлению внутрипредметных и межпредметных связей и т.д.?
    Чем отличаются учебники для 5 - 9 классов от учебников для 10 - 11 классов?
    Какова роль иллюстративного материала?
Практическое задание:

    Выполнить анализ одного из учебников (см. список учебников) (письменно).
    Ответить на вопрос: "Каковы формы работы с учебником на уроке литературы?" (устно).
    Ответить на вопрос: "Чем отличаются современные учебники по литературе от гимназических учебников?" (устно).
    Познакомиться с отзывами на учебники В.Г.Маранцмана.
    Познакомиться с рецензиями на учебники по литературе ("Литература" - приложение к газете "Первое сентября" №№ 33, 34, 36, 37, 38, 39 ( индивидуальные задания).
Литература:

    Качурин М.Г. О работе с учебником литературы // Литература в школе, 1978, № 6.
    Коровина В.Я. Вводные уроки в курсе литературы 4 - 6 классов (Работа с учебниками-хрестоматиями по литературе) // ЛВШ, 1985, № 4.
Учебно-методические комплексы:

    Маранцман В.Г.
    Программы: 5 - 9; 10 - 11; 10 - 12. 1998 г.
    Учебники: Литература. Учебник-хрестоматия. 5, 6, 7, 8, 9 кл. Учебник. 10, 11 кл.
    Методические рекомендации: 5, 6, 7 кл.
    Курдюмова Т.Ф.
    Программа 1990г., 1998г., 2001г.
    Учебники: 1990 г.: Литература. Учебник-хрестоматия. 5 кл. - под ред. Курдюмовой Т.Ф., 6 кл. - под ред. Полухиной В.П., 7 кл. - под ред. Коровиной В.Я., 8 кл. - под ред. Беленького Г.И., 9 кл. - под ред Курдюмовой Т.Ф. Серия "Читаем, думаем, спорим".
    Методические рекомендации: 2000 г.: Литература. Учебник - хрестоматия. 5 кл., 6 кл., 7 кл. - под ред.Т.Ф.Курдюмовой
    Кутузов А.Г.
    Программа 2001 г.
    Учебники: В мире литературы. Учебник- хрестоматия. 5, 6, 7, 8. 9 кл. В мире литературы. 10 кл.
    Методические рекомендации.
    Ладыгин М.Б.
    Программа 2001 г.
    Учебники: Литература. Учебник-хрестоматия. 5, 6, 7, 8, 9 кл.
    Методические рекомендации.
    Беленький Г.И.
    Программа.
    Учебники:

      Снежневская М.А., Хренова О.М. Литература. Начальный курс. Учебник-хрестоматия. Ч. 1, 2. 5 кл. М.: Мнемозина, 1997 - 2000.
      Хренова О.М., Снежневская М.А. Литература. Начальный курс. Учебник-хрестоматия. Ч. 1, 2. 6 кл. М.: Мнемозина, 1997 - 2000.
      Литература. Начальный курс. Учебник-хрестоматия. 7 кл. Ч.1, 2. / Под ред. Г.И.Беленького. М.: Мнемозина, 1998 - 2000.
      Литература. Начальный курс. Учебник-хрестоматия. Ч.1, 2. 8 кл. / Под ред Г.И.Беленького. М.: Мнемозина, 2001.
      Литература. Русская классика. Избранные страницы. Учебник-хрестоматия. 9 кл. / Под ред. Г.И.Беленького. М.:Мнемозина, 1997 - 2000.
      Русская литература Х1Х веа. Ч.1, 2. 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. М.: Мнемозина, 1998 - 2000.
      Русская литература ХХ века. Учебник-практикум. 11 кл. / Под ред. Лыссого Ю.И. М.: Мнемозина, 1997 - 2000.
      Литература. Русская классика. Хрестоматия. 9 кл. / Под ред Г.И.Беленького. М.: Мнемозина, 1998 - 2000.
      "Читаем, думаем, спорим" 9 кл. / Под ред. Г.И.Беленького.

    Коровина В.Я.
    Программа.
    Учебники:

      Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 кл.
      Учебник-хрестоматия. В 2 ч. М.:Просвещение, 2001.
      Полухина В.П. Литература. 6 кл. Учебник-хрестоматия. В 2 ч. М.:Просвещение, 2001.
      Коровина В.Я. Литература. 7 кл. Учебник-хрестоматия. В 2 ч. М.: Просвещение, 2001.
      Беленький Г.И. Литература. 8 кл. Учебник-хрестоматия. В 2 ч. М.:Просвещение, 2001.
      Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература. 9 кл.
      Учебник-хрестоматия, М.: Просвещение, 2001. Серия "Читаем, думаем, спорим" 6, 7, 8, 9 кл.
    Методические рекомендации 5, 6, 7, 8, 9 кл.
    Баранов С.Ю.
    Программа.
    Учебники: 8, 9 кл.
    Княжицкий А.И.
    Программа.
    Учебники.
    Агеносов В.В.
    Программа 10 - 11 кл.
    Учебники: Русская литература ХХ в. 11 кл. В 2 ч. 1997 - 2001.
    Методическое пособие. 11 кл.
    Горшков А.И.
    Русская словесность (от слова к словесности). 10 - 11 кл. 1998.
    Сборник задач и упражнений. 10 - 11 кл.
    Методические рекомендации.
    Михальская А.К.
    Основы риторики. Мысль и слово. 10 -11 кл.2000.
    Методические рекомендации.
    Ладыженская Т.А.
    Школьная риторика. 5, 6 кл. 1997 - 2000.
    Кохтев Н.Н.
    Риторика. 8-9 кл. 1997 - 2000.
    Альбеткова Р.И.
    Русская словесность. 5, 6. 7, 8, 9 кл. 2000 г.

Школьные учебники и учебные пособия
(не относящиеся к учебно-методическим комплексам):

    Лебедев Ю.В. Русская литература Х1Х века. 10 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2001.
    Лебедев Ю.В., Кузнецова М.Б. Литература в 10 классе. Методические советы. М.: Просвещение, 2000.
    Качурин М.Г. Русская литература Х1Х века. 10 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2001.
    Русская литература ХХ века. 11 кл. В 2 ч. / Под ред. В.П.Журавлева. М.: Просвещение, 2001.
    Русская литература ХХ века. Практикум / Под ред. В.П. Журавлева . М.: Просвещение, 2000.
    Литература в 11 классе. Методические советы / Под ред. В.П.Журавлева. М.: Просвещение, 2000.
    Журавлев В.П. Русская литература Х1Х века. Вторая половина. Хрестоматия. Ч.1,2. 10 кл. М.: Просвещение, 1999 - 2000.
    Чертов В.Ф. Тесты. Вопросы и задания по курсу литературы Х1Х века. 10 кл. М.: Просвещение, 1999.
    Ленюшкина Л.Г., Терентьева Д.Г. Русская литература Х1Х века. Первая половина. Хрестоматия. Ч. 1, 2. 10 кл. М.: Просвещение, 1999 - 2000.
    Баранников А.В. Русская литература. ХХ века. Хрестоматия. Ч.1, 2. 11 кл. М.: Просвещение, 1999 - 2000.
    Михальская Н.И. Зарубежная литература. Учебник-хрестоматия. 5 - 7 кл. М.: Дрофа, 2001.
    Леонидова Н.И., Васильева Т.А. Зарубежная литература. Хрестоматия. Ч.1, 2. 9 кл.М.: Вентана- Граф, 1999 - 2000.
    Леонидова Н.И., Васильева Т.А. Зарубежная литература. Хрестоматия. Ч1,2. 10 кл. М.: Вентана - Граф, 1999 - 2000.
    Васильева Т.А. Зарубежная литература. Хрестоматия. Ч. 1. 2. 11 кл. М.: Вентана-Граф, 2000.
    Маранцман В.Г. Художественная литература. 9 кл. М.: Просвещение, 1991.
    Литература. Сквозь даль времен…10 кл. / Под ред. В.Г.Маранцмана. Санкт-Петербург: Специальная литература, 1996.
    Басовская Е.Н. Русская литература второй половины Х1Х века. Учебное пособие для 10 класса средней школы. М., 1998.
Лабораторное занятие № 3.
Планирование работы учителя литературы.

Вопросы для обсуждения:


    Роль перспективного планирования в работе словесника.
    Виды планирования (Висленко Л.П., Аркин И.И.). Проблемное планирование. Планирование-конспект.
    Разделы и содержание тематического планирования.
    Работа учителя над тематическим планированием.
Литература:

    Методика преподавания литературы / Под ред. З.Я.Рез. - М., 1985. С. 278 - 289.
    Висленко Л.П. Примерное планирование уроков литературы в 6 классе // ЛВШ, 1986, № 3. 4, 6.
    Аркин И.И. Система уроков литературы в 8 классе: Опыт проблемного планирования // ЛВШ, 1986, № 4, 5, 6.
    Аркин И.И. Планирование-конспект // ЛВШ, 1995, № 4. С. 47; № 2. С. 58; № 5.С. 47; № 6. С. 55.
    Лотман Ю.М. Идейная структура "Капитанской дочки" // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь.: Кн. для учителя. - М., 1988. С. 107 - 124.
Практическое задание:

Познакомиться с вариантами тематического планирования.

Разработать планирование темы "А.С.Пушкин "Капитанская дочка" (программа - по выбору).

Лабораторное занятие № 4.
Обучающее занятие.

Работа над конспектом урока литературы по предложенному алгоритму на материале рассказа А.П.Чехова "Хамелеон".

Подготовиться к совместной работе над конспектом урока литературы по предложенному алгоритму:


    Перечитать рассказ А.П.Чехова "Хамелеон".
    Составить список литературоведческих и методических работ по теме, познакомиться с работами.
    Определить место урока в теме, в курсе, в программе по литературе.
    Сформулировать тему урока, подумать над точностью и обоснованностью формулировки и т.д. по алгоритму.
Лабораторные занятия № 5, 6 - выход в школу или просмотр видеоуроков.

Лабораторное занятие № 7 - посещение и анализ урока литературы.

Лабораторное занятие № 8 - посещение школы - знакомство с творческой мастерской учителя.

Лабораторное занятие № 9 - подготовка и проведение урока-дебюта.