Рекомендуем

Реклама

жми латиноамериканские танцы

• Выдаем быстрые онлайн займы на карту всем: не нужны поручители, справки и залог.

шкаф-купе от производителя на заказ в москве купить шкаф

Поиск по сайту



Счетчики





А.В. Белова. Этапы работы над сочинением-рассуждением на литературную тему
(на материале комедии Н.В. Гоголя "Ревизор")

Сочинение-рассуждение на литературную тему является результатом обсуждения того или иного художественного произведения на уроках литературы, т.е. результатом диалогового или полилогового общения. Этим обстоятельством задается характер сочинения. Ученик как бы воспроизводит или продолжает состоявшийся разговор, соглашается или спорит с высказанными предположениями, его задача - доказать свою точку зрения. Отсюда школьное сочинение-рассуждение строится на формах аргументирующей речи. Найти необходимые способы убеждения может помочь вернувшаяся в школу риторика. Предметом исследования современной риторики является прежде всего устная речь. В данной статье предпринимается попытка использования общих риторических принципов построения речи в работе над школьным сочинением-рассуждением. Статья отвечает на вопрос: "Как написать школьное сочинение-рассуждение, следуя правилам риторики?"

Риторика предлагает систему специальных законов и правил организации речи - риторический канон. Классический риторический канон видит на пути от мысли к речи пять этапов: изобретение (как изобрести, что сказать?), расположение (как расположить изобретенное?), украшение (как словесно оформить мысль, украсить словами?), запоминание, произнесение. Последние два более необходимы при подготовке устного высказывания, а первые три, как представляется, обязательны и для устного, и для письменного речевого произведения. Рассмотрим их как этапы подготовки к сочинению-рассуждению на литературную тему.

I этап. Изобретение содержания речи.

Внутри данного этапа можно выделить несколько других.

1. Изобретение предмета речи - темы сочинения. В риторике не выделяется этап изобретения предмета речи, но он оказывается очень важным в работе над школьным сочинением. На выпускном экзамене в 11-м классе учащимся предлагается одну из тем сочинения сформулировать самостоятельно. Как правило, они испытывают определенные трудности при выполнении этого задания. Мы понимаем, что умение изобретать отдельную тему станет для ученика одновременно умением видеть перспективы реализации любой возможной. Поэтому цель данного этапа - обнаружить и сделать очевидными для школьников принципы формулирования темы сочинения. Для этого рассмотрим вместе с учащимися достаточно большое количество тем по прочитанному и изученному на уроках литературы произведению, например, по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" для того, чтобы выявить самые разные принципы формулирования.

1. Тема суда в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор".
2. Мотив страха...
3. Проблема обмана...
4. Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора?
5. Идея высшего возмездия в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор".
6. Своеобразие сюжета...
7. "Страшная исповедь современной России" (А.И. Герцен).
8. Своеобразие конфликта в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор".
9. Особенности композиции...
10. Образ Хлестакова...
11."Хлестаковщина" - дитя литературщины.
12."Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым" (Н.В. Гоголь).
13.Хлестаков - "лицо фантасмагорическое" (Н.В. Гоголь).
14.Хлестаков и Осип - Дон-Кихот и Санча Панса.
15."Городничий и Хлестаков - выразители одной и той же действительности" (С.И. Машинский).
16.Образы чиновников в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор".
17.Понравился ли Вам кто-либо из героев комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"?
18."Это честное, благородное лицо был - смех" (Н.В. Гоголь). 19.Роль эпиграфа в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор".
20.Назначение немой сцены...
21.Функции языковых алогизмов...
22.Особенности речи персонажей...
23."Да здравствует комедия!" (Н.В. Гоголь).
24.Жанровые особенности пьесы Н.В. Гоголя "Ревизор".
26."Ревизор" - "жандармская пьеса" (М. Вайскопф).
26."Ревизор" - "сновидческая пьеса" (В. Набоков).
27.Является ли комедия Н.В. Гоголя "Ревизор" сатирической?
28.Авторская позиция в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор".
29.Смех Гоголя (тема формулируется самостоятельно на материале произведений из сборников "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Миргород" и пьесы "Ревизор").
30.Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор" в постановках на русской сцене.

Могут быть выявлены следующие принципы: 1) формулировка выдвигает на первый план тот или иной аспект восприятия текста: эмоциональнооценочный (тема № 17); проблемно-тематический (тема № 4); теоретический: а) объектом исследования становятся родовые или жанровые показатели текста (темы № 23, 24, 25, 26, 27); б) в качестве объекта исследования заявляется один из компонентов текста: тема, идея, проблема, сюжет, композиция и т.д. (например, темы № 1, 2, 3, 5, 6 и др.); в) в фокусе темы -различные контексты: биографический, культурно-исторический, историко-литературный и др. (темы № 7, 30); 2) тема может быть сформулирована через употребление того или иного топа - общего места - в риторике (о топах и их роли в организации содержания речи поговорим более подробно в дальнейшем): "определение" (темы № 11, 13, 15, 25, 26); "функции" (темы № 19, 20, 21); "сравнение" (темы № 14,15); "свидетельство" (темы № 7, 12, 13, 15).

Названные принципы можно использовать при изобретении темы по любому произведению любого автора, однако при выборе формулировки необходимо учитывать "требования" данного текста и данного автора. Назовем этот ведущий принцип "авторским".

Характер формулировки может определяться функциональной задачей: повествовательной (тема № 1 и др.); вопросительной (темы № 4, 27); восклицательной (тема № 23); предполагаемым дискурсом (типом речи): информирующим, агитирующим, эвристическим и др., в нашем случае - аргументирующим, что во многом требует формулировки в виде проблемного вопроса. Одним из условий реализации "авторского" принципа является вынесение в начальную позицию в формулировке темы таких слов, как "особенности", "своеобразие".

Предложим учащимся реализовать "авторский принцип" - выбрать семь наиболее важных, на их взгляд, тем и обосновать свой выбор. Этими темами могут стать следующие:

1. Является ли комедия Н.В. Гоголя "Ревизор" сатирической?
2. Своеобразие конфликта в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор".
3. Особенности речи персонажей в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор".
4. Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора?
5. Хлестаков - "лицо фантасмагорическое" (Н.В. Гоголь).
6. Тема суда в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор".
7. "Это честное, благородное лицо был - смех (Н.В. Гоголь).

Первая тема необходима, так как прежде всего она обнаруживает авторскую позицию, а тем самым общую концепцию произведения. Как известно, в основе драматического действия лежит конфликт. Своеобразие конфликта в пьесе Гоголя определяется его мнимостью, заданной, в свою очередь, ошибкой, обманом. Конфликт оказывается тесно связанным с проблемно-тематическим планом комедии: темой суда и высшего возмездия, страха, счастья и судьбы, литературы и литературщины, черта и Бога. Особые способы авторского выражения, обязательность конфликта, развертывание действия через речь персонажей - это родовые признаки драмы. Думается, темы, осмысляющие их, необходимы и в силу того, что это первый драматический текст, с которым встречаются учащиеся, и в силу особой природы этих явлений у Гоголя. Четвертая тема обнаруживает взаимосвязь всех уровней текста: проблемно-тематического, эстетического, нравственного. Тема, раскрывающая сущность главного героя, нужна потому, что литературоведение не дает однозначного ответа на вопрос: "Кто Хлестаков - реальный герой, "лицо фантасмагорическое", черт...?" Тема суда над обществом, временем, литературой, собой была очень важна для Гоголя. Последняя тема во многом отвечает на все предыдущие вопросы, ведь именно смех писателя определяет развитие конфликта комедии.

После того, как механизм изобретения темы оказывается обнаруженным, предложим учащимся сформулировать тему самостоятельно на материале широкой темы (тема № 29), реализуя заявленные принципы.

Например:

Особенности комедийного конфликта в пьесе И.В. Гоголя "Ревизор" (в качестве объекта исследования заявляется один из компонентов текста).

Почему "Миргород" является продолжением "Вечеров..."? (в фокусе темы - историко-литературный контекст).

Что Вам кажется смешным в произведениях Н.В. Гоголя? (формулировка темы выдвигает на первый план эмоционально-оценочный аспект восприятия).

Почему не помирились Иван Иванович и Иван Никифорович? (ведущим в формулировке темы оказывается проблемно-тематический аспект восприятия).

Мотив страха в "Вечерах..." и в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" (тема сформулирована через использование топа "сравнение").

К упражнениям по самостоятельному формулированию темы следует прибегать на уроках подготовки к сочинению постоянно.

2. Выбор темы.

Выбирая ту или иную тему сочинения, ученик должен осознавать, почему именно эту тему он выбирает: заинтересовала, есть достаточные знания.

Выберем условно тему сочинения для дальнейшей работы над ней, например: "Является ли комедия Н.В. Гоголя "Ревизор" сатирической?"

3. Обдумывание предмета речи - темы сочинения. В ходе обдумывания темы изобретается главная идея - главный тезис сочинения. Прежде всего, необходимо установить режим обдумывания темы. Он уже во многом задан режимом формулирования и выбора. Следует помнить, что в формулировке темы важным является каждое слово. В этой формулировке, с точки зрения риторики, 4 "идеи" (понятия), каждое такое понятие ("простая идея") в риторике называется "термином темы". Последним словом в данной теме является слово "сатирической", следовательно, пишущий должен понимать, что такое сатира. Упоминанию о сатире предшествует указание на название пьесы - "Ревизор" (о название поговорим чуть позже). Указание на автора требует осознания не только того, что такое сатира, но и каковы особенности сатиры Н.В. Гоголя. Следующее слово - "комедия" - необходимы знания о том, что такое комедия, а также, как соотносятся понятия "комедия" и "сатира", а значит, что такое сатирическая комедия. Обратный порядок обдумывания темы не обязателен. В данном случае он вызван тем, что ключевое слово темы занимает финальную позицию.

Попробуем рассмотреть названные теоретические понятия - "термины темы". В книге для учащихся "Литература: Справочные материалы" дается следующее определение сатиры: "Сатира - вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий несовершенство мира, человеческие пороки"[1]. В литературоведении и литературной критике неоднократно и в XIX, и XX веках возникали споры о том, является ли сатира, заданная откровенным авторским намерением, внешней целью, литературой. Как известно, В. Набоков, например, не относил сатиру к литературе; считая Гоголя гениальным литератором, не видел в нем сатирика. В. Брофеев, напротив того, воспринимая Булгакова сатириком, отказал ему в возможности называть себя мистическим писателем. Однако сатира могла и может проявлять себя не только как социальное, моральное или политическое обличение.

Самое слово сатира, как известно, происходит от лат. сатура, что означает "мешанина", "смесь". Римляне считали, что сатира - единственный не заимствованный у греков жанр, развившийся на римской почве совершенно самостоятельно ("сатура" - целиком наша" / Квинтилиан); но исследователи отмечают, что в древнегреческой литературе сатуре предшествовали произведения народно-философского жанра, устные проповеди-диатрибы, лучшим мастером которых был Менипп из сирийской Гадары. Диатриба (или Мениппова сатира) - это некий "философский диалог, превращенный в монолог, в котором проповедник сам себя перебивает, задает себе вопросы, отвлекается, рассказывает притчи, толкует мифы, поет стихи, нарочито играет бессвязностью и беспорядочностью изложения, подчиненной, однако, отчетливой целенаправленности философского урока"[2]. М.Л. Гаспаров обращает внимание на то, "что на римской почве этот жанр получил совсем иное развитие, чем на греческой... содержание сузилось и свелось к популярно-этическим рассуждениям с критикой современных нравов, и из "смеси" сатура превратилась в достаточно четкий, обособленный, и по содержанию, и по форме самостоятельный жанр, за которым закрепилось (отчасти в силу должной ассоциации с греческим "сатировским" духом) название "сатира"[3]. В дальнейшем сатира тяготела то к греческому, то к римскому образцу или смешивала эти два направления - отсюда и стремление к полифоничности, и приверженность к идее. Сатира Гоголя, как затем и сатира М. Булгакова, безусловно, тяготела к греческому образцу.

Комедия - жанр, в котором нашло свое наиболее полное выражение комическое в самых разных своих проявлениях. В сатирической комедии конфликт, предопределенный все той же комедийной интригой - каким-то несоответствием, ошибкой, обманом (в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" Чацкого объявляют сумасшедшим, в "Ревизоре" Н.В. Гоголя Хлестакова принимают за ревизора), углубляется через пафос осмеяния. В учебной хрестоматии для 8 класса комедия Н.В. Гоголя "Ревизор" заявляется как сатирическая; сатира же рассматривается как социальное, политическое обличение. В подтверждение тому, что основная авторская задача -обличение административных злоупотреблений, приводятся документальные материалы о Николаевской России во времена Гоголя, отрывок из "Авторской исповеди" писателя, где он говорит: "Если смеяться, так уж лучше смеяться сильно и над тем, что действительно достойно осмеянья всеобщего. В "Ревизоре" я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем. Но это, как известно, произвело потрясающее действие. Сквозь смех, который никогда во мне не появлялся в такой силе, читатель услышал грусть..."[4]

Однако в это же время (1847 г.) в двух редакциях "Развязки "Ревизора" Гоголь писал о том, что его комедия вызвана к жизни не желанием посмеяться над несправедливостями, а возможностью смехом изгнать "все низкие наши страсти"[5] "с настоящим и неподкупным ревизором"[6] - нашей совестью. Т.о., не только исследователи творчества писателя высказывали и высказывают самые противоречивые суждения о характере обличения и смеха в комедии, но и сам автор, порой, по-разному определяет их сущность. Думается, следует познакомить учащихся не только с точкой зрения авторов учебной хрестоматии, но и с другими существующими точками зрения на природу комического у Гоголя, что создаст необходимую ситуацию выбора.

В ходе обдумывания темы сочинения, как уже было сказано выше, ученик изобретает главную идею - главный тезис сочинения. Заявляя ту или иную точку зрения, он как бы вступает в спор с существующими и возможными оппонентами.

Итак, каков же наш ответ на вопрос, является ли комедия Н.В. Гоголя "Ревизор" сатирической? Как мы понимаем, возможны варианты:

– Да, комедия Н.В. Гоголя "Ревизор" является сатирической (сатира -обличение административных злоупотреблений);

– Да, комедия является сатирической (сатира - философский урок);

– Нет, комедия Н.В. Гоголя "Ревизор" не является сатирической (по В. Набокову, пьеса "Ревизор" - не комедия; по В.Г. Белинскому (1837-1840 гг. - "периода примирения с действительностью"), "Ревизор" - комедия, но комедия и сатира не совместимы).

Выберем одну из возможных точек зрения, например, точку зрения Ю.В. Манна, который считает, что "обличение злоупотреблений - лишь часть проблематики комедии"[7]. Но поскольку обличение - не только часть проблематики, но и часть поэтики комедии, наш окончательный вариант основного тезиса будет следующим: "Обличение злоупотреблений - лишь часть проблематики и поэтики комедии".

4. Подбор аргументов.

В риторике тезис - это формула, с помощью которой пишущий имеет возможность убедить предполагаемую аудиторию согласиться с ним в спорном вопросе, и он должен быть сформулирован достаточно четко прежде всего для самого пишущего. Затем, по законам риторики, следует этап оценки тезиса: пишущий должен определить, как его тезис будет воспринят читающим, читающими. От этого будет зависеть выбор стратегии доказывания. В риторике принято считать, что в том случае, когда мы предполагаем, что отношение к тезису будет благожелательным, лучше выбрать дедуктивную стратегию доказывания, т.е. идти от общего (тезиса) к частному (доказательствам). В том случае, когда нам трудно предусмотреть отношение читающих к выдвигаемому тезису, эффективнее использовать индуктивную стратегию доказывания, т.е. идти от доказательств к формулированию тезиса.

Сформулированный нами тезис, как кажется, требует дедуктивной стратегии доказывания. Тезис "Пьеса Н.В. Гоголя "Ревизор" не является сатирической; это "сновидческая пьеса", возможно, вызвал бы негативное отношение, и мы были бы вынуждены прибегнуть к индуктивной стратегии доказывания.

После выбора стратегии доказывания переходим к подбору аргументов. В риторике "аргумент - это довод, служащий для доказательства, а следовательно, необходимый для убеждения"[8]. Очень важно определить параметры, по которым будем подбирать аргументы. В нашем случае параметрами будут различные составляющие проблематики и поэтики текста, прежде всего, драматургического, такие, как: конфликт, речь персонажей и т.д. Составим риторический эскиз речи.

Схема риторического эскиза речи

5. Размножение идей.

В риторике существует несколько способов размножения идей, способов обогащения содержания речи. Самый распространенный из них - использование "риторических", или "общих мест" - смысловых моделей - топов. Пишущий обычно или прилагает серьезные усилия к тому, чтобы чем-то наполнить содержание основной части сочинения, или на интуитивном уровне прибегает к использованию топов - примеров, цитат, сравнений и т.д. В риторике же названы все возможные общие места, использование которых позволяет достаточно легко "размножить" идею, подобрать аргументы к заявленному тезису. В "Риторике" М.В. Ломоносова предлагается 16 моделей - способов "расплодить" простые идеи, в "Общей риторике" Н.Ф. Кошанского - 24. А.К. Михальская в "Основах риторики: Учебном пособии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений" рассматривает 9 наиболее важных и необходимых современному ритору. Рассмотрим их как способы обогащения содержания основной части сочинения.

Смысловая модель "род и вид". Наиболее употребимым является подразделение топа "род и вид" топ "разновидности". Например: Хлестаков - барин, сын, "ревизор", "дьявол", "призрак", "особа" и т.д.

Топ "определение". "Определить предмет речи - значит назвать общий род и видовое, специфическое его отличие от других предметов того же рода"[9]. Например: "Комедия - один из основных видов драмы, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех"[10]. Но определение может быть и образным (комедия - это кривое зеркало...) и собственно риторическим - творческим (комедия - это жанр обреченных на смерть и бессмертие одновременно).

Топ "целое - части". Если мы хотим использовать данную смысловую модель, значит, мы должны, рассуждая о предмете речи, рассматривать его как часть некоего целого, одновременно рассматривая и это целое. Например, анализируя тот или иной эпизод сюжета, мы, безусловно, рассматриваем выбранное нами событие в его отношении к сюжету в целом. Второй способ использования этого топа - выделение частей, составляющих предмет речи, и рассмотрение их по отдельности. Например, при анализе текста мы выделяем его части: тему, идею, сюжет, композицию, портрет, пейзаж и т.д., рассматриваем их по отдельности, затем вновь возвращаем к целому.

Смысловая модель "свойства". Под свойствами предмета речи понимаются его признаки, качества, функции, характерные действия. Например: "Это смех (смех, звучащий в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" - А.Б.) не какой-либо частный, временный, исторический, а именно бесконечный и вечный смех русской совести над русским современным "Градом"[11]. Или: "Но смех Гоголя - радуга, сотворенная из брызг дождя и вбирающая в себя все цвета дня. В нем, как говорил сам Гоголь, оценивая характер русских литературных пародий, "желчь Ювенала соединилась с каким-то особен-ным славянским добродушием[12].

Как правило, топ "свойства" следует за топом "определение", что мы и можем наблюдать во втором примере.

Топ "сопоставление". Данная смысловая модель очень важна для организации содержания речи. Использование сопоставления, которое реализуется или через сравнение по аналогии, или через противопоставление, обогатит и украсит любую речь. В нашем случае это может быть сопоставление по сходству Хлестакова и Осипа, Хлестакова и городничего, противопоставление Бобчинского и Добчинского и т.д., шире - сопоставление героев Гоголя с героями других писателей, особенностей творческой манеры Гоголя с особенностями письма других писателей и т.д.

Топ "причина и следствие''. Обнаружение причинно-следственных отношений является очень важным моментом в организации аргументирующей речи в целом и при подборе аргументов в частности. А.К. Михальская отмечает, что "для создания текста (дискурса, речи) топ "причина - следствие" используется в двух главных разновидностях: "веерной", когда определяется набор, ряд причин одного явления (предмета речи) или его возможных следствий; "цепной", когда ряд умозаключений "от причины к следствию" составляет рассуждение и приводит к некоему выводу"[13]. Например, следствие "комедия "Ревизор" не является сатирической" имеет "веер" причин: мнимость конфликта, сюжета, главного героя; темы страха, обмана и т.п., реализующиеся вне сатирического контекста и т.д.

Топ "обстоятельства''. Смысловая модель "обстоятельства" обогащает содержание речи, отвечая на вопросы "где? когда? как? каким образом?" Например: "Жандарм (кто? - А.Б.), появляющийся в последнем действии (когда? - А.Б.) в доме городничего (где? - А.Б.), произносит фразу, которая, как громом, поражает всех присутствующих: городничий застывает посередине комнаты в виде столба, с распростертыми руками и закинутою назад головою; по правую сторону - его жена и дочь с устремившимся к нему движением всего тела; за ними почтмейстер, превратившийся в вопросительный знак... (каким образом? - А.Б.)" Безусловно, что невозможно обойтись без указаний на место и время, способ действия при организации повествования, однако, и при организации аргументирующей речи этот топ является способом изобретения содержания речи и "размножения" идей.

Топ "пример и свидетельства". Как при рассказывании истории не обойтись без топа "обстоятельства", так при подборе аргументов или усилении их убедительности не обойтись без "примеров" и "свидетельств".

В сочинении "примерами" прежде всего становятся примеры из текста, "свидетельства" ("обращение к авторитетам") обычно представлены мнениями критиков, исследователей творчества писателя, современников, самого автора и т.д. Пример свидетельства: "По мнению И. Золотусского, суд городничего над собой в предпоследнем явлении комедии есть высшая точка "Ревизора". Тут комедия предстает перед нами как трагедия"[14].

"Топ имя". Реализация этой смысловой модели заключается в обращении "к происхождению и (или) смыслу слова (имени), обозначающего явление или понятие, которое входит в название вашей темы или является одной из ее идей"[15]. Как правило, значение и происхождение слова устанавливается с помощью словарей (толкового, этимологического). Например, при обдумывании темы мы пропустили слово, входящее в ее название -"ревизор". "Ревизор - кому поручена ревизия; поверщик" (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4. - М., 1991. - Т. 4. -С. 88). Но возможно наделение слова значением вымышленным, но оправданным художественной задачей: ревизор - ре- (не возобновление, а противодействие) - взор - обман зрения - призрак. Словарное значение слова одновременно является его определением, т.е. топ "имя" - разновидность топа "определение".

Мы назвали все основные смысловые модели - топы - способы изобретения содержания речи, размножения идей. Как правило, смысловые модели одновременно используются и в качестве доводов (аргументов). Составленный нами риторический эскиз речи мы можем дополнить смысловыми формулами - топами. Следует подумать, где лучше использовать "определение", где "сопоставление" и т.д. (некоторые "примеры" в нашей схеме уже есть).

II этап. Расположение изобретенного содержания.

Риторика предлагает правила и рекомендации, определяющие расположение содержания описания, повествования и рассуждения. Нас интересует структура речи-рассуждения. В русской риторике использовался специальный термин, обозначающий речь-рассуждение, - "хрия". Существовало и понятие строгой хрии (восьмичастной): 1) приступ - похвала или описание; 2) парафразис, или разъяснение темы; 3) причина - доказатель-ство тезиса: Это так, потому что...; 4) противное (если нет, то...); 5) подобие; 6) пример; 7) свидетельство; 8) заключение - вывод (по материалам учебного пособия для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ "Основы риторики: Мысль и слово" А.К. Михальской).

Безусловно, что школьное сочинение - работа творческая, и она не может быть подчинена строгому порядку. Более того, авторы учебников по риторике подчеркивают, что риторическое расположение - "не догма, а руководство к действию". Школьное сочинение традиционно имеет трехча-стную структуру: Введение, Основная часть, Заключение. Отдельно можно говорить о расположении содержания внутри этих частей. В вводной части пишущий должен обосновать свой выбор главной мысли сочинения - тезиса, для этого он может использовать материалы обдумывания темы. Основная часть состоит соответственно из тезиса и необходимых аргументов. Выбирает стратегию доказывания и определяет последовательность аргументов - ученик. Принято считать, что та или иная смысловая модель занимает свое место в общей структуре доказывания: "определение" располагается ближе к началу речи, за ним, как правило, идет топ "свойства", "причины" предшествуют "следствиям", "примеры" следуют за тезисом, "свидетельства" занимают или пограничные позиции, или используются во Введении и Заключении и т.д. Заключение содержит вывод - подтверждение тезиса. Также в риторике рассматриваются возможные способы организации переходов между частями. Выделяется и такая подчасть, как "Закругление", которая следует сразу за Заключением, целью которой является обнаружение пафоса темы.

III этап. Словесное выражение содержания.

Риторика дает необходимые рекомендации к использованию тропов и риторических фигур в речи. Объем статьи не позволяет говорить о способах украшения речи достаточно обстоятельно. В школьном сочинении могут широко использоваться такие риторические фигуры, как: "антитеза", "риторическое обращение'', "риторический вопрос". Интересно и полезно обсудить с учащимися функции разновидностей повтора.

Следующий этап работы над сочинением - запись подготовленного и обдуманного материала. Далее осуществляется работа с выполненной записью: анализ сочинения под самыми разными углами зрения: соответствие требованиям канонов (изобретения содержания речи, расположения, словесного выражения) - риторический анализ; соответствие требованиям стилистики, грамматики, орфографии, пунктуации и т.д.; а также следование принципам речевого поведения, принципам диалогизации речи (внимание к адресату, благожелательность и т.д.). Очень важно, чтобы в сочинении была определена стратегия речевого поведения (или стратегия близости, или отстранения, или отказа от выбора). Наиболее уместна в школьном сочинении стратегия близости к адресату. При этом, как правило, используются не только аргументы к сути, о которых мы говорили, но и аргументы к адресату.

Процесс работы над заявленными этапами может быть и длительным, и коротким, это зависит от конкретных условий, в которых эта работа будет осуществляться. Может быть, обучение написанию сочинения-рассуждения будет проходить с 5 до 11 класса, в каждом классе будут отрабатываться только какие-то отдельные этапы, может быть, в течение одного года, нескольких обучающих уроков и т.д. Безусловно, что овладевать этапами лучше постепенно через серии упражнений: 1) сформулировать тему самостоятельно; 2) предложить ход обдумывания темы; 3) сформулировать тезис; выбрать формулировку тезиса; 4) подобрать аргументы по определенным параметрам; 5) наполнить смысловую модель конкретным содержанием; 6) внести изменения в расположение материала; 7) обосновать выбор риторической фигуры; 8) подобрать аргументы к адресату - читающему и т.д.

Работа будет протекать интенсивнее, если параллельно с такими предметами, как Русский язык и Литература, будут преподаваться такие, как Риторика, Русская словесность и Стилистика.


[1]Литература: Справочные материалы: Кн. для учащихся / Под ред. СВ. Тураева. - М, 1989. - С. 166.

[2]Гаспаров М.Л. Римская литература Ш - II в. до н.э. // История всемирной литературы / Под ред. ГЛ. Бердникова. - М, 1983. - Т.1. - С. 422.

[3]Там же. С. 435.

[4]Литература: Учеб. хрестоматия для 8 кл. сред. шк. / Авт.-сост. Г.И. Беленький. - М, 1993. - С. 80.

[5]Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 8 т. - М, 1984. -ТА - С. 375.

[6]Там же. - С. 375.

[7]История русской драматургии: XVII - первая половина XIX века / Под ред. Л.М. Лотман. - Л., 1982. - С. 442.

[8]Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово: Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. - М, 1996. - С. 279.

[9]Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово: Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл общеобразоват. учреждений. - М., 1996. - С. 137.

[10]Литература: Справочные материалы: Кн. для учащихся / Под ред. СВ. Тураева. - М., 1989.-С. 71.

[11]Мережковский Д.С. В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет. - М, 1991. - С.

[12]Золотусский И.Л. Поэзия прозы: Статьи о Гоголе. - М, 1987. - С. 19.

[13]Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово: Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. - М., 1996. С. 150.

[14]Золотусский И.П. Поэзия прозы: Статьи о Гоголе. - М, 1987. - С. 131.

[15]Михальская А.И. Основы риторики: Мысль и слово: Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. - М., 1996. - С. 158.