Реклама

Почвогрунт для газона в Королеве покупают с доставкой самосвалом.

сервис для создания текстов . Это упрощает мою работу. Буду пользоваться дальше и рекомендовать этот сервис своим коллегам и друзьям, которые ищут полезный и эффективный инструмент для работы с текстами. Разработчикам спасибо! ?”

Поиск по сайту



Счетчики





Тюпа В. И. Третий образовательный цикл.
Школа сотворчества (9 – 10 классы)

Деятельностной моделью организации учебного процесса на третьем этапе эстетически ориентированного литературного образования выступает художественная культура романтизма. Этот “культурный возраст” наиболее органичен для школьников, вступающих в юношеский период своего развития. Однако для полноценного его освоения необходимо адекватное прохождение предшествующих стадий.

С позиций романтизма, деятельность художника не только не является деятельностью “по правилам”, но, напротив, мыслится подлинным творчеством — творением новой реальности “миров иных”, самовыражением неповторимой личности в свободной игре ее творческих возможностей. Романтический читатель личностно столь же активен, для него процесс чтения является процессом самоактуализации. Подобно пушкинской Татьяне, он воспринимает произведение, “себе присвоя чужой восторг, чужую грусть”, наполняя чужой текст игрой собственного воображения.

Основным дидактическим содержанием соответствующего этапа преподавания литературы является воспитание подлинной культуры сотворчества. Это достигается, с одной стороны, читательской установкой на многообразие прочтений одного и того же текста (апелляцией к личному мнению каждого учащегося); с другой стороны — постановкой задачи “перевода” своих впечатлений на художественные языки иных видов искусства. Осуществление такой задачи позволяет судить о яркости, глубине и обоснованности каждого индивидуального прочтения, т.е. выполняет роль своеобразного “фильтра” по отношению к безответственности и случайности субъективного мнения.

В то же время нивелирующий многообразие впечатлений перевод художественного восприятия на научный язык литературоведения пока еще преждевременен. Собственно изучение литературы, с точки зрения исторических закономерностей ее общественного бытия, становится эффективным лишь в аудитории подготовленных к этому читателей — в двух последних классах полного среднего образования.

Знакомство с творческими биографиями крупнейших русских писателей должно проходить самостоятельно. Задача учителя при этом — не только адресовать школьников к соответствующим словарям и пособиям, но и способствовать соотнесению биографического интереса к писательской индивидуальности с осознанием собственных читательских биографий. Образцом такого соотнесения может служить эссе М.И. Цветаевой “Мой Пушкин”.

Важнейшие формы работы на уроках третьего цикла являются формами доступной школьнику сотворческой деятельности в области искусства слова: а) обсуждение проективных (воображаемых, излагаемых словесно) иллюстраций к литературным произведениям; б) устные сочинения (речи) “Слово о …”; в) ролевая игра проектирования театральных инсценировок; в) “издательский проект” (подбор текстов писателя, снабжение проективными иллюстрациями и написание предисловия или послесловия).

Работа с “вербальными иллюстрациями” предполагает для школьника необходимость обоснованного выбора преимущественно одной (ключевой, на его взгляд) ситуации произведения, развернутую словесную характеристику того, что и как (ракурс, композиция, цветовая гамма, изобразительная манера) должно быть представлено на задуманной им картине, а также способность аргументированно защищать свой проект. В обсуждении предлагаемой иллюстрации (опираясь на продуманные дома собственные аналогичные проекты) принимают участие все одноклассники, выступающие в игровой роли членов “художественного совета”.

Ролевая игра “Инсценировка” протекает как обсуждение замысла проективного спектакля и требует исполнителей следующих функций: режиссера (выдвигающего общую концепцию спектакля), драматурга-сценариста, художника-сценографа, завлита (отстаивающего верность спектакля авторскому тексту), актеров, директора театра (представляющего точку зрения массового зрителя), театрального критика.

Основные формы письменных работ этого образовательного цикла: ведение читательского дневника, а также сочинения в жанрах эссе, послесловия, предисловия, рецензии. Устные сочинения (речи) призваны быть связующим звеном между читательским дневником и развернутым сочинением эссеистического характера.

Темы последних лет основного общего образования носят в большинстве своем обзорный характер и предполагают помимо обращения к новым для школьников текстов восстановление читательской памяти о произведениях, с которыми они имели дело на предыдущих этапах программы. Это должно служить не столько повторению пройденного, сколько переосмыслению этих произведений в свете нового читательского опыта и тем самым способствовать рефлексии юного читателя над собственной читательской биографией — как в контексте обстоятельств окружающей жизни, так и в контексте открывающейся ему национальной (и общечеловеческой) духовной культуры.

IX - X классы (170 часов)

Введение. Литература и читатель.

М.И. Цветаева. “Мой Пушкин”.

Тема 1: Фольклор и авторское творчество.

Былины (по выбору).

Русские народные песни (по выбору).

Ермолай (Еразм). “Повесть о Петре и Февронии Муромских”.

Н.М. Карамзин. “Бедная Лиза”.

А.С. Пушкин. “Дубровский”.

Н.А. Некрасов. “Кому на Руси жить хорошо” (отрывки). Стихотворения (по выбору).

Тема 2: Мой Пушкин.

Вербальные иллюстрации. Устные сочинения “Слово о Пушкине”. Эссе “Мой Пушкин”.

Тексты Пушкина по выбору.

Ю.М. Лермонтов. “Смерть поэта”.

В.В. Маяковский. “Юбилейное”.

М.И. Цветаева. “Стихи к Пушкину”.

Тема 3: Мой Гоголь.

Вербальные иллюстрации. Устные сочинения “Слово о Гоголе”. Эссе “Мой Гоголь”.

Тексты Гоголя по выбору.

Тема 4: Мой Лермонтов.

Вербальные иллюстрации. Устные сочинения “Слово о Лермонтове”. Эссе “Мой Лермонтов”.

Тексты Лермонтова по выбору.

Тема 5: Толстой и Достоевский.

Вербальные иллюстрации. Эссе “Толстой и Достоевский”.

Л.Н. Толстой. “Детство”. “Отрочество”. “Юность” и прочитанное ранее.

Ф.М. Достоевский. “Господин Прохарчин” и прочитанное ранее.

Тема 6: Мой Чехов.

Вербальные иллюстрации. Устные сочинения “Слово о Чехове”. Эссе “Мой Чехов”.

Тексты Чехова по выбору.

Тема 7: Ахматова и Цветаева.

Вербальные иллюстрации. Эссе “Ахматова и Цветаева”.

А.А. Ахматова. Стихотворения (по выбору).

М.И. Цветаева. Стихотворения (по выбору).

Тема 8: Интерпретация литературного произведения.

Нравственная и социально-культурная проблематика литературы. Идейная направленность и адекватность (текстуальная обоснованность) истолкований литературных произведений. Написание собственного послесловия.

А.П. Чехов. “Душечка”.

Л.Н. Толстой. “Послесловие к рассказу Чехова “Душечка””.

Тема 9:Литература и театр.

Понятие сценической версии. Инсценировка как интерпретация литературного произведения. Глубина, убедительность, оригинальность сценических прочтений. Написание рецензии на сценическую версию.

Н.В. Гоголь. “Мертвые души”.

М.А. Булгаков.“Мертвые души”.

Тема 10: Сценическая версия пьесы.

Ролевая игра. Написание сочинения “Если бы режиссером спектакля был я…”.

А.Н. Островский. Пьеса (по выбору).

Тема 11: Сценическая версия романа.

Ролевые игры. Написание сочинений “Если бы режиссером спектакля был я…”.

М.Ю. Лермонтов. “Герой нашего времени”.

Ф.М. Достоевский. “Бедные люди”.

Тема 12: Сценическая версия “Повестей Белкина” как художественного целого.

Ролевая игра. Написание сочинения “Если бы режиссером спектакля был я…”.

Тема 13: Издательский проект: Мой любимый поэт.

Подбор текстов, составление, написание послесловия.

Тема 14: Издательский проект: Антология русской литературы.

Подбор текстов, составление, написание предисловия “Слово о русской литературе”.

Тема 15: Мой читательский дневник.

Итоговое сочинение на тему “Перечитывая мой читательский дневник”.

В итоговом сочинении учащийся 10 класса должен продемонстрировать достигнутый им уровень читательской культуры, в частности:

наличие читательского опыта, соответствующего обязательному минимуму содержания основного общего образования по литературе;

развитый эстетический вкус;

речевую культуру выражения мыслей и чувств, вызванных произведениями;

глубину понимания художественного и идейно-эмоционального своеобразия произведений, а также их принадлежности к одному из литературных родов и жанров;

осмысленное отношение к воздействию искусства слова на личность читателя;

навыки самостоятельной интерпретации и оценки литературных текстов;

осознание эстетической, нравственной и исторической значимости русской литературы в контексте мирового искусства слова.

Овладение перечисленными моментами в полном их объеме гарантирует не формальную готовность учащегося старшего школьного возраста к изучению литературы в 11 и 12 классах.